Кривой Рог -
город шахтеров и металлургов


Рідний мій Кривий Ріг - моє місто невтомне,
В світі інших таких не зустрінеш ніде.
На просторих майданах, у шахтах і домнах
Все кипить, все міняється, стрімко росте!
Кривий Ріг - моє місто, це тобі моя пісня,
Хай летить вона в небо високе твоє.
Ти - перлина держави, її гордість і слава,
Я вклоняюся долі, що ти в мене є!

Кривой Рог (укр. Кривий Ріг) город в Днепропетровской области Украины, административный центр Криворожского района. Первое официальное письменное упоминание о Кривом Роге в «Описи основанных почтовых станций по речке Ингулец от Кременчуга до Херсона» датировано 27 апреля (8 мая - по новому Стилю) 1775 года. В урочище Кривой Рог основана одна из почтовых станций этого тракта, где для обслуживания почты во временных землянках поселились пять казаков. От образовавшегося около этой почтовой станции селения и ведет свое начало современный город.
Свое название город получил от формы кривого мыса (рога) на слиянии рек Ингулец и Саксагань, где было основано первое поселение. Согласно другой версии, название произошло от запорожского казака Рога, прозванного "Кривым", который поселился в этом живописном месте.
Криворожье - один из самых богатых полезными ископаемыми районов Украины. Большинство известных месторождений связано с древними породами Украинского щита. Самыми важными среди них являются рудные месторождения. Кривому Рогу обязан своим названием один из самых больших в мире железорудных бассейнов. Залежи руды приурочены к узкой (2 - 7 км) зоне, которая тянется свыше 100 км вдоль реки Ингулец и его левых притоков Саксагани, Желтой и Зеленой.
Рост и расцвет Кривого Рога относится именно ко времени открытия в его районе, а самое главное в самом местечке, на землях сельских обществ, железных рудников. С того времени Криворожский рудничный район неоднократно переживал так называемые «железные горячки», благоприятно сказывающиеся на торгово-промышленной жизни региона.
Начало добычи железной руды положил верхнеднепровский помещик и археолог-любитель Александр Николаевич Поль, который является основателем горнорудного производства на Криворожье в ХІХ веке. В 1866 году во время археологических исследований Поль нашел в Дубовой балке железную руду - в образцах криворожской руды содержалось до 70-72% железа. Его неутомимый огромный труд дал толчок к развитию промышленности всего Юга Новороссии.

В 1881 г. Криворожским анонимным французским обществом начата добыча железных руд на неудобных землях Товарищества крестьян Кривого Рога (Саксаганский рудник). С начала добычи железной руды город пережил экономический подъём, а его население стремительно увеличивалось. К концу ХІХ века Кривбасс выходит на первое место по добыче руды в России и уже не уступает его до 1914 г. Начало новой отрасли промышленности - металлургии - было положено в 1892 г., когда была задута первая домна Гданцевского чугунолитейного завода. Первая шахта в бассейне начала действовать в 1886 г. С тех пор нарастающими темпами продолжалась подземная добыча железной руды.
На базе Криворожского железорудного бассейна в 1931 году начато строительство металлургического завода по производству стали (Криворожсталь). В августе 1931 г. дала металл первая домна.

Во время немецко-фашистской оккупации города (1941 - 1944 гг.) завод был разрушен. После войны восстановлен, реконструирован и расширен. Освобождение города Кривого Рога во время войны считается одной из самых сложных военных операций. За форсирование реки Ингулец пятеро человек получили звания Героев Советского Союза, в том числе главнокомандующий маршал Чуйков. При освобождении Кривого Рога погибло двадцать тысяч советских воинов.
После окончания Великой О течественной Войны Кривой Рог был отстроен и превращен в промышленный и транспортный центр области. В наше время в Кривбассе добывают три основных промышленных типа железных руд: богатые руды, которые непосредственно используются в металлургии, магнетитовые и окисленные железистые кварциты, требующие обогащения. Богатые руды (запасы которых по промышленным категориям насчитывают свыше 1 млрд. 200 млн. т) залегают главным образом среди окисленных кварцитов, создавая около 300 рудных залежей. Содержание железа в них более 46%, вредных примесей - сотые доли процента. Добывают их преимущественно подземным способом. Бедные руды (содержание железа 22-38%) легко обогащаются. Процесс обогащения осуществляется на пяти горно-обогатительных комбинатах: Южном, Новокриворожском, Центральном, Северном и Ингулецком. Наиболее крупный среди них Южный ГОК. По по уровню добычи железной руды Кривой Рог занимает ІІІ место в мире. Общие разведанные запасы железных руд в Кривбассе составляют свыше 32 млрд. тонн.

Криворожские недра таят просто несметные богатства. Например, джеспилит. Во-первых, это очень твердый камень (его твердость по 12-балльной системе оценивается в 10 баллов). А во-вторых, криворожский джеспилит с его причудливым чередованием красных и синих полос, удивительно красив. Не случайно его использовали при оформлении парадных залов Петергофского дворца. В Кривом Роге насчитывается около сотни видов полудрагоценных поделочных камней. Одни из самых популярных так называемые глаза: кошачий, тигровый, соколиный, львиный.
Криворожская земля уникальна. Огромные массы железной руды создали целый ряд природно- геологических аномалий. Например, магнитное поле. Всем известно, что стрелка компаса всегда показывает на север, а в Кривбассе отклонение может быть до 40°. А все из-за того, что криворожское магнитное поле не совпадает с полем Земли. Свой вектор направленности имеет наше электромагнитное поле. Зафиксирована и температурная аномалия (в Кривбассе по сравнению с фоновой температурой теплее на 2 градуса).
Современный Кривой Рог - этот крупный индустриальный город, о чем свидетельствует тот факт, что ежемесячный объем производства промышленной продукции равняется аналогичным показателям столицы Украины города Киева. Город Кривой Рог самый протяженный - около 126 км в длину и всего до 20 км в ширину. Население города составляет 684,7 тысяч человек (по численности населения город занимает 8-е место в Украине). Несмотря на то, что по протяженности наш город - один из самых первых в мире, в нем есть, однако, совсем коротенькие улицы. Самая маленькая из них - улица Янова: ее длина составляет всего - навсего триста метров. Крупнейшая транспортная развязка города, 95 квартал, дала название команде КВН нашего города, а затем и студии, которая субботними вечерами радует телезрителей Украины передачей «Вечерний квартал».
<

Город стал центром международных фестивалей "Горизонты джаза", "Кубок Кривбасса", фестивалей "Джаз и юность", "Волшебная флейта", "Украина моя", "Маски", "Молодой цирк Украины", "Серебряный источник", "Спiвограй", хоровой духовной музыки, городской фестиваль народного творчества "Весна Руданы".
История авиации Криворожья насчитывает немало ярких страниц. В годы Великой Отечественной войны наш прославленный земляк Василий Мыхлик стал дважды Героем Советского Союза. Две медали «Золотая звезда» и у Дмитрия Глинки. Высокого звания «Герой Советского Союза» был удостоен его старший брат Борис.
Лётчик-штурмовик В. И. Мыхлик совершил 188 боевых вылетов, нанёс противнику большой урон в живой силе и технике. Лётчик-истребитель Д. Б. Глинка совершил 300 успешных боевых вылетов и проведя более почти сотню воздушных боев. На личном счету отважного лётчика 50 лично сбитых им самолётов противника. Летчик-истребитель Б. Б. Глинка за полтора года боевых действий Борис Глинка совершил более 300 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 30 вражеских самолётов лично и 1 в группе с товарищами.

Позывные братьев Глинок - "ББ" и "ДБ", как синоним боевой мощи, были известны всему фронту.
В Криворожском колледже Национального авиационного университета стоит самолет - легенда. Это ТУ-114, на котором в далеком 1963 году Никита Хрущев летал в Нью-Йорк на сессию Генеральной Ассамблеи ООН. Именно на этом пассажирском лайнере генсек беспосадочно пересек Атлантику. Однако в Америке не нашлось подходящего для советского самолета трапа и Никите Сергеевичу пришлось спускаться по лестнице пожарной машины. Примерно через десять лет после этого полета самолет успешно приземлиться на авиатехнической базе Криворожского колледжа Национального авиационного университета. И там, где ступала нога грозного генсека, теперь мирно ходят курсанты. ТУ-114, стоящий на приколе в Кривом Роге, один на весь мир. Самолетов этой серии больше не осталось. Поэтому легендарный и единственный в своем роде пассажирский лайнер в колледже берегут как зеницу ока.
Наш город уникален! Другого такого в Украине нет.