Кривой Рог -
город шахтеров и металлургов
Рідний мій Кривий Ріг - моє місто невтомне,
В світі інших таких не зустрінеш ніде.
На просторих майданах, у шахтах і домнах
Все кипить, все міняється, стрімко росте!
Кривий Ріг - моє місто, це тобі моя пісня,
Хай летить вона в небо високе твоє.
Ти - перлина держави, її гордість і слава,
Я вклоняюся долі, що ти в мене є!
Кривой Рог (укр. Кривий Ріг) город в Днепропетровской области Украины, административный центр
Криворожского района.
Первое официальное письменное упоминание о Кривом Роге в «Описи основанных почтовых станций по речке Ингулец
от Кременчуга до Херсона» датировано 27 апреля (8 мая - по новому Стилю) 1775 года.
В урочище Кривой Рог основана одна из почтовых станций этого тракта, где для
обслуживания почты во временных землянках поселились пять казаков. От образовавшегося около этой
почтовой станции селения и ведет свое начало современный город.
Свое название город получил от формы кривого мыса (рога) на слиянии рек Ингулец и Саксагань,
где было основано первое поселение. Согласно другой версии, название произошло от запорожского
казака Рога, прозванного "Кривым", который поселился в этом живописном месте.
Криворожье - один из самых богатых полезными ископаемыми районов Украины. Большинство
известных месторождений связано с древними породами Украинского щита. Самыми важными среди них
являются рудные месторождения. Кривому Рогу обязан своим названием один из самых больших в мире
железорудных бассейнов. Залежи руды приурочены к узкой (2 - 7 км) зоне, которая тянется свыше 100 км
вдоль реки Ингулец и его левых притоков Саксагани, Желтой и Зеленой.
Рост и расцвет Кривого Рога относится именно ко времени открытия в его районе, а самое
главное в самом местечке, на землях сельских обществ, железных рудников. С того времени Криворожский
рудничный район неоднократно переживал так называемые «железные горячки», благоприятно
сказывающиеся на торгово-промышленной жизни региона.
Начало добычи железной руды положил верхнеднепровский помещик и археолог-любитель
Александр Николаевич Поль, который является основателем горнорудного производства на Криворожье
в ХІХ веке. В 1866 году во время археологических исследований Поль нашел в Дубовой балке железную
руду - в образцах криворожской руды содержалось до 70-72% железа. Его неутомимый огромный труд
дал толчок к развитию промышленности всего Юга Новороссии.
В 1881 г. Криворожским анонимным французским обществом начата добыча железных руд на
неудобных землях Товарищества крестьян Кривого Рога (Саксаганский рудник). С начала добычи железной
руды город пережил экономический подъём, а его население стремительно увеличивалось.
К концу ХІХ века Кривбасс выходит на первое место по добыче руды в России и уже не уступает его
до 1914 г. Начало новой отрасли промышленности - металлургии - было положено в 1892 г., когда была
задута первая домна Гданцевского чугунолитейного завода. Первая шахта в бассейне начала
действовать в 1886 г. С тех пор нарастающими темпами продолжалась подземная добыча железной руды.
На базе Криворожского железорудного бассейна в 1931 году начато строительство металлургического
завода по производству стали (Криворожсталь). В августе 1931 г. дала металл первая домна.
Во время немецко-фашистской оккупации города (1941 - 1944 гг.) завод был разрушен. После войны
восстановлен, реконструирован и расширен. Освобождение города Кривого Рога во время войны считается
одной из самых сложных военных операций. За форсирование реки Ингулец пятеро человек получили
звания Героев Советского Союза, в том числе главнокомандующий маршал Чуйков. При освобождении
Кривого Рога погибло двадцать тысяч советских воинов.
После окончания Великой О течественной Войны Кривой Рог был отстроен и превращен в
промышленный и транспортный центр области.
В наше время в Кривбассе добывают три основных промышленных типа железных руд: богатые
руды, которые непосредственно используются в металлургии, магнетитовые и окисленные железистые
кварциты, требующие обогащения. Богатые руды (запасы которых по промышленным категориям
насчитывают свыше 1 млрд. 200 млн. т) залегают главным образом среди окисленных кварцитов,
создавая около 300 рудных залежей. Содержание железа в них более 46%, вредных примесей - сотые
доли процента. Добывают их преимущественно подземным способом.
Бедные руды (содержание железа 22-38%) легко обогащаются. Процесс обогащения осуществляется на
пяти горно-обогатительных комбинатах: Южном, Новокриворожском, Центральном, Северном и Ингулецком.
Наиболее крупный среди них Южный ГОК. По по уровню добычи железной руды Кривой Рог занимает
ІІІ место в мире. Общие разведанные запасы железных руд в Кривбассе составляют свыше 32 млрд. тонн.
Криворожские недра таят просто несметные богатства. Например, джеспилит. Во-первых, это очень
твердый камень (его твердость по 12-балльной системе оценивается в 10 баллов). А во-вторых,
криворожский джеспилит с его причудливым чередованием красных и синих полос, удивительно красив.
Не случайно его использовали при оформлении парадных залов Петергофского дворца. В Кривом Роге
насчитывается около сотни видов полудрагоценных поделочных камней. Одни из самых популярных так
называемые глаза: кошачий, тигровый, соколиный, львиный.
Криворожская земля уникальна. Огромные массы железной руды создали целый ряд природно-
геологических аномалий. Например, магнитное поле. Всем известно, что стрелка компаса всегда
показывает на север, а в Кривбассе отклонение может быть до 40°. А все из-за того, что криворожское
магнитное поле не совпадает с полем Земли. Свой вектор направленности имеет наше электромагнитное
поле. Зафиксирована и температурная аномалия (в Кривбассе по сравнению с фоновой температурой
теплее на 2 градуса).
Современный Кривой Рог - этот крупный индустриальный город, о чем свидетельствует тот факт, что
ежемесячный объем производства промышленной продукции равняется аналогичным показателям
столицы Украины города Киева.
Город Кривой Рог самый протяженный - около 126 км в длину и всего до 20 км в ширину. Население города
составляет 684,7 тысяч человек (по численности населения город занимает 8-е место в Украине). Несмотря
на то, что по протяженности наш город - один из самых первых в мире, в нем есть, однако, совсем
коротенькие улицы. Самая маленькая из них - улица Янова: ее длина составляет всего - навсего триста
метров.
Крупнейшая транспортная развязка города, 95 квартал, дала название команде КВН нашего города, а
затем и студии, которая субботними вечерами радует телезрителей Украины передачей «Вечерний
квартал».
<
Позывные братьев Глинок - "ББ" и "ДБ", как синоним боевой мощи, были известны всему фронту.
В Криворожском колледже Национального авиационного университета стоит самолет - легенда. Это ТУ-114,
на котором в далеком 1963 году Никита Хрущев летал в Нью-Йорк на сессию Генеральной Ассамблеи ООН.
Именно на этом пассажирском лайнере генсек беспосадочно пересек Атлантику. Однако в Америке не
нашлось подходящего для советского самолета трапа и Никите Сергеевичу пришлось спускаться
по лестнице пожарной машины. Примерно через десять лет после этого полета самолет успешно
приземлиться на авиатехнической базе Криворожского колледжа Национального авиационного
университета. И там, где ступала нога грозного генсека, теперь мирно ходят курсанты.
ТУ-114, стоящий на приколе в Кривом Роге, один на весь мир. Самолетов этой серии больше не осталось.
Поэтому легендарный и единственный в своем роде пассажирский лайнер в колледже берегут как
зеницу ока.
Наш город уникален! Другого такого в Украине нет.